Достопримечательности Тхагапша

Аул Тхагапш расположен в центральной части Лазаревского района Большого Сочи, на правом берегу реки Псезуапсе. В переводе с адыгейского языка, название аула означает «Божьи воды». В ауле расположено несколько красивых мест которые мы и поехали посмотреть.
Дорога заняла около 1-1,5 часов времени. После въезда в Лазаревское со стороны Сочи, мы повернули на право согласно указателю на Тхагапш, далее 14 км дороги, уходящей в горы.
Первым местом остановки был водопад «Водолей». Водопад расположен в районе пос. Татьяновка. Он оборудован для посещения туристами относительно недавно, имеются мостики и лавочки, на которых можно отдохнуть.

Отдохнули? Едем дальше.
Следующей точкой нашего маршрута был каменный завал, который находится в ущелье на краю аула Тхагапш. По ущелью течет река Нэгыш, пробивая себе путь через наваленные словно специально каменные глыбы, некоторые камни очень высоки. Оставив машины у здания администрации, мы отправились наслаждаться красотой сего чуда природы.

В одном месте, лестница была поломана и подняться по ней не представлялось возможным, поэтому участники поездки помогали друг другу забраться на некоторые камни.

По причине отсутствия лестницы, подняться на верх решились не все. За одним большим камнем следовал другой, складывалось впечатление что эти все камни были сюда специально свалены, и, сквозь них, пробивала себе путь река.

Проехав на другой край аула, мы оставили машины и отправились пешком по дороге в сторону водопада и пещеры.

Кроме посещения достопримечательностей и культурного отдыха, нашей целью было найти дольмен и провести его обмер. В итоге мы нашли 2 дольмена примерно через 2,5-3 км от того места где оставили машины, правда один из них был разрушен. Дольмены находится чуть в стороне от дороги в районе небольшого озера.

Выполнив обмер дольмена, мы отправились к водопаду. Он так же находится в стороне от дороги. Дойдя до указателя, мы свернули вниз и спустились в ущелье к руслу реки Хекуай. Там стоял домик, видимо в летнее время года в нем находится касса и не большое кафе. В этом месте, тропа поворачивает на право и идет вдоль русла реки до водопада. Расстояние от кассы примерно 150 метров. Водопад в это время года был полноводный и всем понравился, а некоторые, даже искупались в его водах.
Водопад игристый
Тут мы решили устроить привал — горелки, чай, бутерброды, и приятные разговоры на интересные темы. Отличное времяпровождение в приятной компании.

Следующей достопримечательностью была Тигровая пещера. Она расположена выше по дороге примерно в 1,5-2 км от водопада. Пещера так же расположена в стороне от дороги, что бы попасть в нее, необходимо метров 300 пройти по облагороженной тропе вниз. Возле входа так же присутствует домик-касса и есть план пещеры.

Пещера образована слоистыми известняками, которые имеют своеобразную полосатую окраску. Скорее всего, из-за этой окраски пещеру и назвали Тигровой. На стенах и своде видны узоры, созданные природой.

Мы прошли по пещере 2 зала, и остановились перед последним по причине наличия воды, сапог не было, свод стал очень низким и, было решено дальше не идти.

После посещения пещеры, группа разделилась на две части, большая часть отправилась обратно к машинам. Самые неугомонные, пошли посмотреть дольмены которые находятся выше, на хребте горы. Я был в числе тех, кто отправился обратно. Однако, у нас есть возможность посмотреть фотографии сделанные Иваном Аборневым

Вот такая получилась увлекательная и интересная поездка выходного дня в аул Тхагапш. Спасибо всем кто составил мне компанию в этой поездке, было действительно весело и интересно, я узнал много нового для себя. И большое спасибо тебе, читатель, за то что дочитал мой маленький отчет до конца, надеюсь он был интересен. А если остались вопросы, задавай их в комментариях и я с радостью отвечу.
И спасибо Ивану Аборневу за предоставленные фотографии.

8 комментариев

Хорошая поездка.
Да, поездка была очень душевная, некоторые участники уже хотят снова туда поехать.
Много есть мест у нас не хуже. Советую речку Щелу, реку Псий — это в районе Отрадного на Солох-ауле.
А варианты с побережьем от Туапсе до Анапы не рассматривали? тоже, по-своему, интересные места и поселки.
avatar
Мест то много, проблема со свободным временем. А так, я рассматриваю все интересные места.
Отличные фото, подробный рассказ, спасибо. А водопад называется Игристый
Рад что нравиться :). Если честно, то я думал что написал название водопада, а оказалось что нет :)
avatar
все фото отличные, как всегда. а звёздная - вообще изумительная!