Поездка в Мокву на Рождество.

Моква (абх. Мықә [Мыку]) — село в Очамчирском районе Абхазии. Расположено в 15 км к северу от райцентра Очамчира в равнинной полосе по обеим берегам реки Мокви.

7 января мы решили одним днем съездить в Мокву и посетить храм Х века – Собор Успения Божией Матери и пещеру Абрскила.
Дорога.
Дорога у нас заняла в районе 3х часов неспешной езды. Т.к. я плохо подготовился к этой поездке, мы проехали нужный нам поворот с трассы в сторону поселка Моква, правда не далеко. Интуиция подсказала что мы где то рядом, и мужчина, продающий на обочине бензин, подтвердил это. Вот перекресток на котором нужно повернуть на Мыку, он находится примерно в 50 км от Сухума. За ним, по левой стороне будет гейзер. Если вы его увидели, значит вы проехали нужный поворот.

Далее, продолжаем наш путь по дороге которая на фотографии ушла влево. Какое расстояние от трассы до пещеры точно не скажу, но, думаю что в районе 10 км будет точно. Ехать нужно до моста через реку, он будет справа по движению. После моста будет развилка, нам на ней налево.

И далее по узкой дороге едем дальше. В конце пути мы упремся в вот такой перекресток.

Как вы поняли, здесь нужно повернуть на право. Через примерно 1 км, вы будиете на месте.

Пещера Абрскила.
Посещение пещеры входило в наши планы, но мы думали сделать это после посещения храма. Но тут мы снова проехали нужный поворот, а когда это поняли, решили не возвращаться обратно, а поехать в пещеру. На стоянке перед пещерой есть кафе. Посещение начинается с него, именно там выдают резиновые сапоги, без которых посещать пещеру не желательно. Там же производится оплата за посещение. Получив сапоги и оплатив услуги гида, мы отправились в пещеру.
Вход в пещеру Абрскила
Тут становиться понятным зачем нужны сапоги. По дну пещеры течет река, она обычно не глубокая 20-50 см. Однако, наш гид предупреждает нас что уровень воды в реке из-за снега поднялся и мы можем намочить ноги. Мы соглашаемся с этим и отправляемся в путь.

Пещера Абрскила имеет протяженность 800 метров и 4 зала. Всю дорогу гид рассказывал нам легенду про Абрскила и его возлюбленную.
Согласно этой легенде, Абрскил главный герой древнего эпоса о богатыре-богоборце. У него был друг и помощник — крылатый конь Араш, на котором он летал по небу. Решив доказать, что он равен небожителям, Абрскил вступил в состязание с верховным богом Анцва, за что был пойман и заточен в эту пещеру.
Вот такую интересную историю нам поведал гид, пока мы шли от входа в первый зал.

Далее он останавливался в каждом зале и рассказывал что делал Абрскил в этом месте. Где то он смотрел как ему пели и танцевали, а где то, за камнем, жила русалка, а сверху, за всем происходящим наблюдал орел.

Местами, заслушавшись гида, мы не обращали внимание на глубину реки и промочили ноги. В итоге, несколько раз за экскурсию пришлось выливать воду из сапог.

А вот и сам гид, рассказывает очень интересно и увлеченно.

Далее мы вошли в последний, четвертый зал. Он находится на возвышенности, река там не течет. Это был единственный зал где работала подсветка. Тут гид рассказал нам конец легенды, показал интересных птичек и зверюшек которые якобы наблюдали за всем происходящим. Потом он сыграл нам на музыкальный отрывок на сталактитах и мы отправились в обратный путь.

Выйдя из пещеры, мы переобулись и отправились в собор.

Собор Успения Божией Матери.

В конце X века царь Леон III возвел собор Успения Божией Матери. Моквский собор стоит на возвышении у места слияния рек Моква и Дуаб.

Моквский собор — единственный в Абхазии пятинефный крестово-купольный храм. Собор завершает развитие церковного зодчества раннесредневековой Абхазии, начало которому было положено еще в VII-X веках в Пицунде. По планировке и пропорциям Моквский храм близок к древнерусским (Киевская София).

Мы поехали обратно по той же дороге, по которой приехали в пещеру. Чтобы попасть к храму, нужно на развилке повернуть налево.

Далее по мосту через реку и на возвышенность. По правой стороне будет собор. Собор был закрыт, но нам повезло, кроме нас были еще желающие посетить Собор, которые связались с человеком который пришел с ключами и открыл его.
Успенский собор в селе Моква
Вход на территорию осуществляется по лестнице через забор. Внутри большая территория.

Внутри, вся штукатурка со стен сбита. Как рассказал местный житель, в 70 годах храм хотели отреставрировать, для этого все ценности что были внутри, вывезли в Батуми, но реставрацию так и не сделали.

Кое-где, на стенах, видны остатки росписи.
Успенский собор в селе Моква

В соборе похоронены последний владетельный князь Абхазии Михаил Шервашидзе, его сын Георгий, поэт и общественный деятель, многие абхазские военачальники.
Осмотрев собор, мы еще не много пообщались с местными жителями которые открыли нам храм, и отправились домой. На этом наша поездка была окончена.

Выводы.
Скажу честно, ездили мы в этот район Абхазии не в первый раз, но почему-то в этот раз поездка прошла как то тяжело, мы долго проходили границу, несколько раз проехали нужные нам повороты. Мы оказались абсолютно не готовы к посещению пещеры. Почему-то я не прочитал предварительно о ней ничего и не взял с собой внешнюю вспышку и фонарик. Так же было удивлением то, что в пещере течет река и нам нужны резиновые сапоги.
Но, не взирая на все это, мы получили массу положительных впечатлений и ни разу не пожалели о том что поехали, даже не смотря на то, что у нас по колено промокли ноги при посещении пещеры.

Спасибо что дочитали до конца. До новых встреч :)

11 комментариев

Спасибо! Классный репортаж!
не готовы к посещению пещеры
Действительно, можно было и почитать хоть немного, о пещере писали много раз, и я в том числе.
И были бы внимательнее на дороге не проехали поворот на Мокву — там указатель есть. А если доехали до бочки-заправки — это поворот направо на Очамчире.
avatar
Согласен с Вами, можно было почитать, но увы, не почитал. Если бы прочел, то скорее всего не поехал бы.
На дороге был очень внимателен, ехали со скорость 60 км/ч и вчитывались в каждый указатель после Сухума.
скорее всего не поехал бы
Почему? разочаровались?
avatar
Если честно, то от самой пещеры нет, а вот сервис подкачал, было ощущение что за 500 р (с двоих) мы напросились что бы нас туда отвели.
Это вас развели. Стоимость посещения пещеры была 150 рублей с человека. Да и везде торговаться надо.
Вот от этого негатив и складывается, разводы, отсутствие сервиса и т.д. :)
Когда мы приехали, сказали да, пещера здесь идем. Потом они узнали что мы сами по себе а они ждут кого то, сказали не идем. Потом приехали те кого ждали, сказали едем. Когда мы зашли в пещеру, сказали что щас приедет еще 2 автобуса, поэтому не идем, ждем их. Потом проводник с фонариком убежал вперед и все шли в темноте, потому что освещение там не работает.
Я много где бывал в Абхазии, и сами ездили, и с проводниками и всегда были только положительные впечатления. После посещения пещеры такого не осталось, я списал это на то что просто не повезло. Ведь через некоторое время мы в соборе общались с прекрасными людьми, которые оставили только позитив. :)
avatar
Ну, во-первых, идти в пещеру и не иметь фонариков с собой, это уж, извините… Освещения раньше там и не было, только недавно появилось.
во-вторых, конечно, нужно было заранее узнать что там и как и договорится. Сказали бы что едите, я бы дал телефон хозяев пещеры.
Рассчитывать в Абхазии на суперсервис не приходится.
Кстати, рядом с этой пещерой есть еще одна «Голова Отапа». Там часть пещеры плывешь на лодке.
avatar
Виктор, я ж не спорю с Вами, я с самого начала написал, что к посещению пещеры я оказался не готов. Я не прочитал, я не взял фонарь, я не взял на камерную вспышку. И на супер сервис в Абхазии я никогда не рассчитывал :)
Обещаю что в другой раз обязательно исправлюсь :))
))) да я и не осуждаю и не вызываю на спор. В следующий раз соберетесь туда, позвоните, подскажу что знаю. Кстати, и по поводу бюджетного жилья тоже.