Поездка выходного дня по Восточной Абхазии.

Эта история началась еще во время поездки на Индюк. Вечером, у костра, мы обсуждали наши поездки, рассказывали кто где был, и, зашла речь про Абхазию. Говорили мы о ней много, практически все участники той поездки были в Абхазии и у каждого была припасена интересная история, а у некоторых и не одна. И вот, зашла речь про Ткварчели и Акармару. Я рассказал свою историю о том как я ездил туда в прошлом году, и, выяснилось что не все участники беседы были в этих двух городах. В общем, слово за слово, история за историей и, было принято решение ехать в Акармару.
Было решено не афишировать о поездке и поехать малым кругом людей, но, не смотря на это, в итоге собралось 4 экипажа в общей сложностью из 14 человек включая детей. В процессе обсуждения поездки, был выбран следующий маршрут: Ткварчели-Акармара-Очамчира (ночевка)- Ингури ГЭС-возвращение домой.
27 мая 2017 мы 2мя машинами пересекли Русско-Абхазскую границу. Один экипаж уже ждал нас в Абхазии, еще один должен был присоедениться по пути. В итоге мы все собрались в Новом Афоне, там же мы и позавтракали.

После завтрака мы отправились прямиком в Ткаврчели.

Ткварчели был основан как индустриальный центр Абхазии в 1942 году. В советское время город назывался Ткварчели и входил в состав Абхазской АССР, которая была частью Грузинской ССР.

Административного деления в городе, как такового, не было, однако в состав Квезани, так назывался центр города, входили близлежащие поселки, такие как Акармара, Джантуха, Поляна и др. Сам город четко разделен географически (благодаря местному рельефу) на верхнюю и нижнюю часть, которые назывались верхней и нижней площадками и связаны между собой кольцевой дорогой, канатной дорогой и длинной лестницей, насчитывающей 232 ступеньки. Ткварчели уникальное место — город, который полностью окольцован горами и только одна дорога ведет на въезд и выезд (включая железную).

Интересной и по своему уникальной является архитектура города. Большинство административных и общественных зданий, а также жилой фонд в центральной части Ткварчели были построены пленными немецкими солдатами после 1943-44 годов. В проектировке зданий участвовали немецкие архитекторы и инженеры. Это наложило на город неповторимый отпечаток и сделало его непохожим на все остальные малые города.

В Ткварчели мы сделали остановку там же, где и в прошлом году, в районе жд станции и ГРЭС.

И то и то было разрушено во время войны 1992-193 годов. Однако, в этот раз нам повезло больше чем в прошлый, мы встретили начальника станции. К сожалению, он не разрешил его фотографировать, но зато, рассказал очень много интересных историй про то, каким был город в советское время. Так же, благодаря ему, нас пустили на территорию ГРЭС, но опять же, строжайше запретили проводить фотосъемку. Поэтому кадров с территории ГРЭС у меня нет. Но, я пронес туда экшен камеру, и, в ближайшее время должен появиться видеоматериал.

В ожидании допуска на территорию ГРЭС взрослые развлекали детей как могли )

Экскурсия по ГРЭС прошла относительно быстро, по большому счету смотреть там не на что, все разрушено и заросло травой и деревьями. На территории осталась только распределительная подстанция.

В Ткварчеле мы провели больше времени чем рассчитывали, поэтому от прогулки по городу решили отказаться, отправляемся в Акармару.

Акармара — бывший шахтерский поселок, ныне город-призрак в республике Абхазия. Расположен в километре на восток от города Ткуарчал. Состоит из десятка четырёхэтажных жилых домов со всей необходимой для городского посёлка инфраструктурой — тут были гостиница, школы, больницы, ресторан, Дом Культуры, кинотеатр, пансионат, рынок. Неподалёку — бывший павильон железнодорожной станции. Основные постройки, как и в Ткуарчале, построены пленными немецкими строителями и архитекторами в конце войны. Ни по архитектуре, ни по расположению это место не похоже на простой шахтёрский посёлок в общепринятом представлении. Жителей в конце восьмидесятых годов 20-го века насчитывалось около пяти тысяч.

По дороге делаем остановку на фотографию

Далее въезжаем в Акармару. Что тут написать? Я даже не знаю…

Гуляя между разрушенных домой, мы видели палеты с кирпичем. Оказалось что маленький мальчик собирает кирпич, складывает его и потом продает по 7 рублей за штуку

Идем дальше

Время застыло в начале 90х годов, но, стоит отметить что за прошедший год в Акармаре появилась детская площадка.

Едем дальше. Следующая цель — водопад. Как потом выяснилось, теперь там их три, один возле дороги, он был известен давно, и два водопада были открыты в прошлом году. Тут же, предприимчивым человеком была сделана к ним дорога, а у нижнего водопада было построено кафе. Пообщавшись с хозяином кафе, мы узнали что в прошлом году их посетило 4000 туристов, что для этой части Абхазии очень много.
Что бы попасть на водопады, необходим настоящий внедорожник, в нашем случае это была восьмидесятка. От того места куда доехала машина и до водопада идти пешком метров 150. И оно того стоило. Встречайте, водопад Ирина.

Ниже по течению находится еще один водопад, он называется Великан. Местные говорят что он высотой 100 м.

Что сказать, я был впечатлен. В моем личном рейтинге водопадов эти два пока заняли первое место )))

Далее была поездка в Очамчиру, поиск жилья и поздний ужин. В наших планах было так же немного исследовать Очамчиру, но, мы были на столько уставшие, что после ужина и непродолжительного общения, все разбрелись отдыхать по своим номерам.

Утром, после завтрака, мы отправились посмотреть центр города. Нашей целью было колесо обозрения.
Оно находится в старом заброшенном парке и уже давно не работает. Рядом находятся заброшенные карусели и летний театр.

У нас осталась последняя цель, Ингури ГЭС, и до нее было около 30-40 км. Расстояние до Абхазско-Грузинской границы было преодалели где то минут за 40. Граница для прохода закрыта, пересеч ее можно только по спецпропускам или жители Гальского района. От границы наша дорога поворачивает налево, через 300 м пограничный контроль, мы въезжаем в пограничную зону. Далее около 10 км грунтовых дорог и, перед нами открывается Ингури ГЭС. Цель достигнута.

Идем на проходную, нас встречают по доброму, спрашиваю что мы хотели. Мы туристы и хотим экскурсию по ГЭС — ответили мы. Познакомились, пообщались, и, нас пустили внутрь. Не знаю как других участников поездки, но меня переполняли эмоции. На поверхности находится офисное здание и распределительная подстанция, машинный зал находится под землей на глубине 120 м. Спуститься туда можно на лифте, лифт в одну сторону едет 2 минуты. Спускаемся в машинный зал.

В машинном зале установлено 5 машин по 250 МВт каждая. Со слов работников ГЭС, мощности станции хватает для Грузии и Абхазии, так же, часть энергии продается в Турцию и Россию.

Машинный зал имеет три этажа. На самом верхнем находятся коллектора машин, диспетчерский пункт и все электрические шкафы, второй этаж это статор, внизу же находится сама турбина и огромная труба по которой вода поступает в турбину.

10 лет назад электростанцию реконструировали, было установлено новое оборудование фирмы Siemens. Все работы и оборудование сименс сделали за свой счет, теперь они получают процент от проданной электроэнергии.

Экскурсия длилась около часа, нам показали все что можно было показать и ответили на все наши вопросы. Во время экскурсии я мало фотографировал, в основном снимал видео, так что ждите в ближайшем будущем видео версию экскурсии.

Вот так выглядит колесо турбины на которую подается вода

А это лопатки которые регулируют угол атаки воды на колесо, тем самым изменяя частоту вращения ротора

Ну что ж, хорошее когда нибудь заканчивается, вот и наше путешествие подошло к концу, все что было запланировано, достигнуто. Нам предстояла обратная дорога домой через всю Абхазию. Мы решили поехать другой дорогой, через Гальское водохранилище, и не прогадали, виды открывались от туда просто фантастические. Спасибо что дочитали мой рассказ до конца, всем удачи и новых и интересных мест.

2 комментария

avatar
Интересная поездка получилась.
Поездка получилась очень насыщенная и интересная. Можно продумывать новый маршрут.